ВТБ

Выборгский таможенный брокер

Таможенное оформление доставка сертификация

 
Дата: 08.02.2010
Можно ли отменить Таможенный кодекс на основании Таможенного кодекса?

На Интернет-сайте ФТС России размещена официальная информация от 2 февраля 2010 года о переносе сроков вступления в силу до 1 ноября 2010 года приказов от 10 сентября 2009 г. N 1643 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом" и от 15 сентября 2009 г. N 1691 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом"

Как заявляется, "приказами предусмотрено упорядочение процедур таможенного оформления выпуска товаров и внутреннего таможенного транзита". Основанием для принятия решения о переносе сроков вступления в силу вышеуказанных приказов послужил проведенный ФТС России мониторинг, показавший, что требуется дополнительное время для подготовки необходимых условий и обустройства инфраструктуры морских (речных) портов и аэропортов, а также таможенных органов. Кроме того, как указывается, поступили многочисленные обращения участников ВЭД, которые поднимают вопрос о необходимости дополнительного периода времени для выполнения условий, установленных приказами.

Во всей этой истории обращают на себя внимание несколько моментов.

Во-первых, конечно, было бы лучше, если бы мониторинг проводился до издания приказов, а не после. Однако и в данном случае положительный результат налицо. Значит, способности есть.

Во-вторых, налицо реальный результат коллективного воздействия на ФТС России деловых кругов и различных администраций, предоставивших, скажем так, достаточный материал для мониторинга. Значит, тоже способности есть.

В-третьих, в информации ФТС России от 2 февраля 2010 г. черным по белому указывается, что вышеназванные приказы были изданы в целях реализации положений Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ. А то у кого-то могли быть сомнения. В самих-то приказах об этом не говорится. Теперь сомнений нет: ФТС России де-факто, при действующем законодательстве, продвигает названную Концепцию. Учитывая, что приказы не отменены, только лишь перенесен срок их вступления в силу, на этом вопросе хотелось бы остановиться поподробнее.

Поскольку есть серьезные основания полагать, что вышеназванные приказы ФТС России, изданные на основании Таможенного кодекса РФ, противоречат этому Кодексу.

Положениями пунктов первых вышеназванных приказов ФТС России фактически отменяется, за некоторыми исключениями, процедура внутреннего таможенного транзита, предусмотренная главой 10 Таможенного кодекса РФ. Однако.

Согласно положениям ст.12 ТК РФ, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном ТК РФ, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, иными законами и международными договорами. Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном ТК РФ. Согласно ст.14 ТК РФ, все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ. Порядок прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ регулируется положениями главы 9 ТК РФ, где определены места прибытия товаров и транспортных средств: пункты пропуска через государственную границу РФ, иные места в соответствии с законодательством РФ (п.1 ст.69 ТК РФ). Согласно п.1 ст.72 ТК РФ, при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные статьями 73-76 ТК РФ, в зависимости от вида транспорта. Согласно п.1 ст.77 ТК РФ, после прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть, в частности, заявлены к внутреннему таможенному транзиту (глава 10 ТК РФ). Данная статья не содержат положений, прямо или косвенно предусматривающих возможность издания органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, нормативного правового акта, ограничивающего право лиц помещать прибывший товар под любую из перечисленных в статье таможенных процедур.

Право лица на помещение товаров в месте прибытия под определенную законом таможенную процедуру должно быть обеспечено возможностью (правом) таможенного органа на ее осуществление, то есть наличием у последнего компетенции на осуществление таможенного оформления и таможенного контроля во всей полноте, предусмотренной для соответствующих процедур законом.

Согласно ст.79 ТК РФ, внутренний таможенный транзит – таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. ВТТ применяется, в частности, при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения. Согласно ст.80 ТК РФ, разрешение на ВТТ выдается таможенным органом перевозчику, экспедитору, иным лицам, указанным в законе, при соблюдении исчерпывающего перечня условий, указанных в п. 3 данной статьи, в том числе, - принятие мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства (п.п.7 п.3 ст.80, ст.86 ТК РФ). Разрешение на ВТТ выдается в срок не позднее трех дней со дня принятия транзитной декларации (ч. 1 п.4 ст.80 ТК РФ).

Необходимо отметить, что предусмотренное ТК РФ право воспользоваться процедурой ВТТ для доставки товаров из пункта пропуска в таможенный орган назначения является правом всех лиц, перемещающих товары (не только перевозчика), в первую очередь – российских участников внешней торговли, местонахождение которых - далеко от пункта пропуска, в другом регионе России. Таможенный орган назначения – это тот таможенный орган, который расположен в соответствующем регионе, где находится получатель товаров. Это так называемая "внутренняя таможня". Именно в этом таможенном органе, в соответствии с действующим законодательством, российский получатель импортируемых товаров имеет право произвести их таможенное оформление и выпуск в том или ином таможенном режиме.

Согласно ст.124 ТК РФ, декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта. Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается работником этого лица, также проставляется печать. Согласно ст.126 ТК РФ, в качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в ст.16 ТК РФ (в частности, если перемещение товаров осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, - российское лицо, которое заключило такую сделку или от имени или по поручению которого эта сделка заключена), а также иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством РФ распоряжаться товарами на таможенной территории РФ. Согласно п. 1 ст.127 ТК РФ, при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант, в частности, вправе: 1) осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации; 2) брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров; 3) присутствовать при проведении таможенного досмотра декларируемых им товаров, при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров.

Таким образом, при невозможности использования предусмотренной законом процедуры доставки товаров по ВТТ в таможенный орган, находящийся в своем регионе, организация-декларант, не имеющая филиала или представительства в регионе пункта пропуска, лишается и права самостоятельного декларирования товаров (остается только таможенный брокер), и права выбора таможенного брокера (остаются только брокеры, действующие в пункте пропуска), а также возможности самостоятельного осуществления всех прав, предусмотренных в п. 1 ст.127 ТК РФ. Фактически лишается декларант и предусмотренных законом прав при проведении экспертизы, предусмотренных ст.382 ТК РФ. При невозможности доставить товары в регион своего местонахождения по процедуре ВТТ непосредственное участие декларанта в вышеуказанных мероприятиях, при оформлении товаров в пункте пропуска, невозможно либо затруднено. При проведении таможенными органами таможенного досмотра, в соответствии с положениями п. 2 ст.372 ТК РФ о решении о проведении досмотра уведомляется декларант или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров. При таможенном досмотре товаров могут присутствовать указанные лица либо их представители. В соответствии с п. 3 данной статьи, таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей, в частности, в случае неявки указанных лиц по истечении срока, указанного в п. 1 ст.129 ТК РФ (15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ). При нахождении декларанта в другом регионе России, обеспечить на практике возможность реализации его права присутствовать при досмотрах в пункте пропуска будет невозможно. Согласно ст.131 ТК РФ, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в декларации сведения. Если отдельные документы не могут быть представлены, таможенные органы разрешают представление таких документов дополнительно. Согласно ст.133 ТК РФ, сведения, заявленные в принятой таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены, на что требуется разрешение таможенного органа. Достаточно посмотреть положения главы 16 ТК РФ (Выпуск товаров), положения статьи 323 ТК РФ (Порядок определения и заявления таможенной стоимости товаров), положения главы 35 ТК РФ (Формы и порядок проведения таможенного контроля), чтобы понять, что процедура таможенного оформления и выпуска товаров требует непосредственного, иногда многодневного, взаимодействия декларанта и таможенного органа. При этом зачастую декларант, по требованию таможенного органа, должен быстро получать в иных организациях и представлять в таможенный орган те или иные документы. Такое взаимодействие невозможно при нахождении декларанта и таможенного органа в различных регионах (в данном случае, первый – внутри территории России, а второй – в регионе пункта пропуска).

Согласно п. 1 ст.329 ТК РФ, при ввозе товаров на таможенную территорию РФ таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня подачи декларации. Лишая декларанта предусмотренного законом права воспользоваться процедурой доставки товаров по ВТТ, декларанта лишают и предусмотренной законом фактической отсрочки уплаты пошлин, налогов на время доставки товаров в регион его местонахождения. Он будет вынужден производить оформление и выпуск товаров, уплату таможенных пошлин, налогов в таможенном органе пункта пропуска, и лишь затем доставлять товары в свой регион. При нахождении декларанта в другом регионе таможенный орган физически не сможет выполнить положения пункта 5 ст.350 ТК РФ о передаче требования об уплате таможенных платежей руководителю или иному представителю организации-декларанта лично под расписку. Направление требования по почте заказным письмом в другой регион, с учетом положений, что такое письмо считается полученным по истечении шести дней со дня отправления, несомненно, приведет к нарушению прав налогоплательщиков, поскольку они не смогут получить такие письма своевременно, а за этим будут следовать меры принудительного взыскания, предусмотренные статьями 351-353 ТК РФ.

Возможность обращения декларанта к услугам таможенного брокера не предусматривает равнозначного способа реализации всех вышеуказанных прав декларанта. Как сказано выше, обращаться или не обращаться декларанту к услугам таможенного брокера, а также какого таможенного брокера выбрать, по закону вправе решать декларант. Таможенный брокер оказывает услуги на договорной (п.1 ст.139 ТК РФ), платной основе, и эта плата может быть значительной, учитывая, в частности, необходимость брокера компенсировать расходы, связанные с обеспечением своей деятельности (ст.140, ст.339 ТК РФ). Таможенный брокер не всегда может полноценно представлять интересы декларанта, находящегося в другом регионе России, в случае необходимости представления дополнительных документов и сведений, которые нужно получить из организаций, находящихся в регионе декларанта, в случае необходимости участия в процедурах оформления и контроля, требующих получения и предоставления информации в сжатые сроки. Таможенный брокер не застрахован от ошибок, он может неумышленно или умышленно совершить действия, противоречащие законным интересам декларанта. В результате таких ошибок и незаконных действий таможенного брокера возможно причинение финансового и иного ущерба декларанту. Так, за нарушения таможенного законодательства в КоАП РФ установлена ответственность (глава 16). Некоторые составы правонарушений, в частности, "недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств" (ст.16.2), предусматривают в качестве санкции возможность конфискации товаров и транспортных средств, являющихся предметами административного правонарушения. Таким образом, за нарушение, допущенное таможенным брокером, могут быть конфискованы товары, принадлежащие декларанту, не совершавшему данное правонарушение. В случае возбуждения административного дела по факту нарушения таможенных правил в отношении таможенного брокера или декларанта интересы декларанта в таком процессе не могут быть должным образом представлены и обеспечены таможенным брокером, а сам декларант, находящийся в другом регионе России, также не сможет полноценно представлять свои интересы.

Все вышеизложенное свидетельствует, что положениями пунктов первых приказов ФТС России от 10 сентября 2009 г. N 1643 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом" и от 15 сентября 2009 г. N 1691 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом" существенно нарушаются гарантированные ТК РФ права лиц, перемещающих товары через таможенную границу.

Действительно, согласно ч. 2 ст.402 ТК РФ, компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров. Однако реализация права создания специализированных таможенных органов не должна вступать в конфликт с иными нормами этого же закона. Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ. Исключая из компетенции таможенных органов, указанных в приказах, полномочия по выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит и оформление данной процедуры, данные приказы вступают в противоречие с положениями п. 1 ст.403 ТК РФ. Там говорится, что одной из основных и первостепенных функций таможенных органов является, в частности, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу. Кроме того, в ч. 2 п. 2 ст.402 ТК РФ идет речь об определении компетенции конкретных таможенных органов по совершению определенных таможенных операций, либо по совершению таможенных операций в отношении определенных видов товаров. Согласно п.п.20 ст.11 ТК РФ, таможенные операции – отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с ТК РФ при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Глава 10 ТК РФ (Внутренний таможенный транзит) входит в подраздел 1 ТК РФ (Таможенное оформление) Раздела 2 ТК РФ (Таможенные процедуры). Согласно ст.79 ТК РФ, как было сказано выше, внутренний таможенный транзит – таможенная процедура, при которой иностранный товар перевозится по таможенной территории РФ. Согласно п.п.21 ст.11 ТК РФ, таможенная процедура – совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

Положениями пунктов первых приказов ФТС России фактически не устанавливается компетенция таможенных органов по совершению таможенных операций (отдельных действий в отношении товаров), а исключается возможность применения в таможенных органах целой таможенной процедуры, установленной законом, целой главы ТК РФ. При подобном подходе нет никаких препятствий для исключения применения данной главы закона во всех остальных пунктах пропуска, включая железнодорожные и автомобильные. Нет никаких препятствий для исключения применения всех остальных процедур, таможенных режимов, глав и разделов ТК РФ. Достаточно произвольно лишить таможенные органы компетенции выполнять те или иные функции. Однако очевидно, что установленному законом праву субъектов правоотношений должны корреспондировать обязанности других субъектов, которые обеспечивают возможность реализации этих прав. Установленным ТК РФ правам лиц, перемещающих товары через таможенную границу (в частности, на применение процедуры внутреннего таможенного транзита, на самостоятельное декларирование товаров и т.д.), должны корреспондировать обязанности и компетенция таможенных органов для реализации этих прав, в том числе, таможенных органов, находящихся в пунктах пропуска через границу.

В соответствии с п. 2 ст.6 ТК РФ, положения правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ. Согласно пункту 3 данной статьи, нормативный правовой акт в области таможенного дела признается не соответствующим ТК РФ, если такой акт: 2) отменяет или ограничивает права лиц в отношении товаров и транспортных средств либо полномочия таможенных органов, установленные ТК РФ; 3) изменяет установленные ТК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых таможенным законодательством РФ, иных лиц, обязанности которых установлены ТК РФ.